![]() |
![]() Программа строительства современной системы образованияПубликуемый текст является отредактированной стенограммой выступления 22 марта 1994 г. в Москве на презентации проектов и программ различных методологических групп в рамках I методологического конгресса. Уважаемые коллеги, на последнем съезде методологов я сказал, что ММК умер и надо его цивилизованно похоронить. И то, что нынешнее мероприятие называется конгрессом, а не съездом, на мой взгляд, правильно. Открывается новая эпоха, и нужно понять, что и как будет и может дальше происходить. Мы проводим здесь открытое заседание штаба Сети методологических лабораторий (СМЛ). Каждый из выступающих будет работать как аналитик, анализируя один из аспектов, значимых для развертывания программ Сети. Поэтому, люди, сидящие за этим столом работают в разных городах и разных образовательных учреждениях, но действительность, которая будет обсуждаться, это действительность наших общих работ. И, в частности, моя позиция в штабе называется «держатель боевого духа». Одна из главных идей нашей работы попытка сохранить методологическую позицию. А эта позиция задана, конечно же, не теориями, не схемами и не аналитикой. Эту позицию воспроизводит и продолжает, прежде всего, боевой дух. И методология, на мой взгляд об этом не раз говорил Учитель,- есть боевое искусство. В отличие от боевых искусств Востока это искусство интеллектуальной борьбы. Поэтому мы и мыслим себя как штаб. Можно сослаться на знаменитую статью М. К. Петрова «Пентеконтера. В первом классе европейской школы мысли», где показано, как мышление начинает появляться при таком действии, как бандитские набеги на мирные территории. И сегодня методологи, разрабатывая свои проекты, обязаны осуществлять экспансию, но не отбирая хлеб, женщин и вино в Египте или где-нибудь еще, а распространяя свои представления, схемы и свой боевой дух на новые области. Боевое искусство методологов это, прежде всего и главным образом, борьба со знаками и схемами, которые сидят на нас. В этой связи очень важное замечание сделал Н. Г. Алексеев, когда говорил, что в Древней Греции схема понималась как особое физическое упражнение. Нам очень симпатична эта позиция. Мы приехали на конгресс с семинара, который проводили по теме «Психофизиологическая и физическая подготовка личного состава». Как основной рабочий процесс в сфере образования мы рассматриваем тренировки, как минимум, трех типов. Первый: тренировки в командной борьбе, в которой надо почувствовать локоть товарища, суметь сыграть в соответствии с тренерской установкой и творчески на отведенном месте. Второй: это индивидуальные единоборства, когда каждый должен освоить техники тренировки тела, за счет которых можно во враждебной ситуации, во враждебном окружении выйти на арену, на ринг и в одиночку сражаться с превосходящими силами противника в условиях круговой обороны. И третий это борьба со своим собственным телом, с психосоматикой, как мы это называем. Мы уже давно поняли, что не тело есть носитель методологической работы, а такие сложные образования, как группы людей и отдельные люди, которые несут на себе методологические техники. И борьба с собственным телом, с этим ленивым чудовищем, является одной из главных задач. Мы приняли установку на конструктивный подход и отказ от диссиденства, которое, на мой взгляд, так или иначе транслируется где-то в недрах методологического движения диссиденства в смысле установки на декомпозицию, разрушение, деструкцию. А суть методологической позиции оппозиционна этому, поскольку она ориентирована на конструирование, проектирование и выращивание нового. И новый этап в жизни методологического движения состоит в том, чтобы от работы в категориях и понятиях, от исследовательской по преимуществу работы, которая проходила в кружковых формах на протяжении 30 и больше лет, и от работ игрового типа в оргдеятельностных играх, которые сегодня приезжают изучать наши друзья из-за рубежа, перейти к работам по закреплению сделанного в каналах трансляции культуры, на новых поколениях людей. Замысел создания СМЛ был сформирован летом 1990 г. с участием и при основательной критике Г. П. Щедровицкого. Учреждена Сеть в январе 1991 г. в г.Сургуте. Особенно продуктивным для проектных разработок по теме «Современная система образования с университетским центром» был год 1992, уже в марте которого можно было отмечать начало реализационных (пуско-наладочных) работ по некоторым проектам. Однако социальная активность почти ничего не говорит о содержании и существе работ тех людей, которые творят собой образовательную программу СМЛ. На схеме 1 обозначены контуры пространства работ, которые уже сделали, делают и намереваются сделать команды СМЛ. Эта схема и есть визитная план-карточка Сети. Рабочие группы и отдельные люди определяются по участию в проектных разработках, программах исследований, разработках учебных предметов, а также по отношению к методологическим техникам, теориям и категориям. Место штаба на схеме может заполняться и эксплуатироваться разными людьми и коллективами, но обязательным условием для включения в штабные работы является наличие определенной ориентации на целевые действия. За три с половиной года работ накоплен опыт ошибок и появилось множество вопросов. Непонятного в этом проекте гораздо больше, чем готовых ответов и решений. Я думаю, что главным новым результатом СМЛ является спроектированный, осуществленный и выдержавший проверку в течение полутора лет учебный план с проектированием в Международной Академии Бизнеса и Банковского Дела. На схеме 2 обозначены основные места-позиции разработчиков этого учебного плана и исполнителей отдельных разделов на экспериментальной площадке (иногда это одни и те же люди). Самый нижний слой схемы 2 стандартный учебно-образовательный конвейер, где студенты набирают очки для получения сертификата о высшем образовании. В слое 2 лежат подлежащие технологизации формы подготовки к новым, нестандартным типам мышления и деятельности (например, ойкотехника, информационные технологии и полиязыковая коммуникация). В слое 3 обозначены места для разработки учебных предметов принципиально нового содержания (например, герметехника и методология проектирования), места для работы проектных мастерских по созданию новых (для России) финансово-хозяйственных институтов и инструментов. В мастерских студенты, сумевшие себя выдернуть из стандартного учебно-образовательного конвейера, работают в реальных финансово-хозяйственных проектах вместе с профессиональными разработчиками. Особое место на схеме занимает образовательно-финансовый консорциум (ОФК) сеть финансово-хозяйственных предприятий (в ядре консалтинговые фирмы, ведущие исследования и проектные разработки), в которых студенты уже могут работать, и будут работать далее, реализуя на практике знания и способности, полученные на студенческой скамье. Нужно подчеркнуть, что без ОФК (4) образовательная система не может претендовать на полноту и достаточность. Будущее создается в образовательных системах, где зародыши нового смогут выжить и развиваться до возраста самостоятельности. Наконец, последний, замыкающий схему знак (5) указывает на место проектных работ, где, собственно, и промысливается как общая схема организации учебного плана, так и отдельные детали в работе на всех указанных местах. Сегодня, в новых условиях, игры приходится проводить многолетние. То, что мы делаем в Тольятти, можно рассматривать как пятилетнюю ОД-игру. Она состоит из многих мероприятий. Каждый месяц проводится одно или два, накапливается опыт, в том числе идет проработка категории и понятий. Мы вынуждены заниматься тем, что в нашем кругу называется «вонью исполнительских машин». Это придумал Владимир Шестаков. Он сказал: «От тонкого аромата содержательных схем - к вони исполнительских машин». Деваться некуда, приходится осуществлять свои проекты самим. Мы рассматриваем работу своей группы по типу монастырской и считаем, что окружение, в котором развертывается эта программа, недружелюбно нам по многим направлениям. Нас стремятся задавить государственные органы образования, коммерческие и финансовые структуры на территории. Нас стремятся уничтожить коллеги-преподаватели, которые, естественно, не заинтересованы в том, чтобы проектировать новые учебные предметы. Поэтому обязателен момент эзотеризма в этой работе, обязательно рассматривать себя как десантников, находящихся на чужой территории. А вовлекаем мы в эту работу людей по принципу зажигания. Многие докладчики на конгрессе обсуждали такую тему, как методологическое государство. Мне кажется эта идея ложной. А вот идея, что жизнь должна и может быть организована в игровых формах, кажется весьма симпатичной и реализуемой. По крайней мере, мы в нашем коллективе стремимся к этому. И я думаю, что игра не должна кончаться. Хочу далее процитировать свою любимую фразу из Шиллера: «Игра есть истинно человеческое дело, и только тот, кто играет, есть человек». |
||
Copyleft ![]() Исполнение — Артём Резников |
zalex83@yandex.ru |